Еще в 1969
году, когда шли заводские испытания первых Ту-142, ОКБ подготовило
проект нового самолета Ту142М с поисково-прицельной системой «Коршун»,
в которую помимо обзорного радиолокатора должны были входить тепловизионная
аппаратура «Пингвин», буксируемый магнитометр «Висла-2», инфракрасный
пеленгатор, газоанализатор и модернизированная пилотажнонавигационная
система ПНС-142М, обеспечивающая режим автоматического полета
при поиске подводных лодок. За базовый был выбран вариант самолета
с удлиненной на 2 метра кабиной и со старым двенадцатиколесным
шасси. В тот период новую аппаратуру комплекса довести до необходимой
степени готовности не удалось и поэтому в серийном производстве
продолжали выпускать Ту-142 с «Беркутом».
К 1974 году
работы по новому комплексу продвинулись вперед, и он под обозначением
«Коршун-К», но с несколько другим составом входящих подсистем
начал устанавливаться на Ту142. В Таганроге были построены первые
две серийные машины № 4243 и № 4244, оборудованные новым комплексом.
Через год, в 1975 году, была выпущена третья машина с «Коршуном»
(№ 4264). Самолет № 4243 стал первым, построенным на Таганрогском
заводе, и совершил первый полет 4 ноября 1975 года. На первых
трех машинах новый комплекс был отработан и испытан. Испытания
продолжались до 1980 года, и в ноябре 1980 года новый комплекс
был принят на вооружение. Внешне Ту142 с «Коршуном» отличался
от предыдущих Ту-142 («ВПМ») наличием на киле магнитометра «Ладога»,
новых типов РГБ. На самолете стоял модернизированный НПК-142М,
обеспечивавший автоматическое пилотирование в режиме полетов галсами,
а также новый, более эффективный комплекс РЭП. Ту-142 с комплексом
«Коршун-К» получил обозначение в промышленности Ту-142МК («ВПМК»),
в дальнейшем новая модификация в частях авиации ВМФ эксплуатировалась
под обозначением Ту-142М. В 1986 году восемь самолетов модификации
Ту-142М с комплексом. «Коршун-К» под обозначением Ту-142М-Э были
поставлены в Индию, где с успехом эксплуатируются до настоящего
времени. От исходного самолета эти машины отличались только некоторыми
изменениями в составе оборудования.
В целях
повышения эффективности комплекса Ту-142М с «Коршун -К» по поиску
и обнаружению малошумных атомных подводных лодок в середине 80-х
годов ОКБ провело дальнейшую модернизацию комплекса. На Ту-142М
была внедрена новейшая гидроакустическая система «Заречье». Помимо
модернизации элементов поисково-противолодочной системы, на Ту-142М-3
провели работы по дальнейшему повышению эффективности средств
РЭП, а также изменили состав самолетного оборудования. Силовая
установка была переведена на новую модификацию двигателей НК-12МП,
кормовая пушечная установка — на спарку ГШ-23, взятой в комплекте
с прицельной станцией с Ту22М2 (последние серии Ту-142М выпускались
также с НК-12МП и ГШ-23). Новый комплекс получил обозначение Ту-142М-3.
Первый модернизированный самолет под новый комплекс начал проходить
летно-конструкторские испытания в 1985 году, на государственные
испытания комплекс вышел в конце 1987 года. В ходе этих испытаний
самолет работал по современным атомным подводным лодкам Северного
и Тихоокеанского флотов и показал значительно возросшую эффективность
их обнаружения. Вскоре серийный завод в Таганроге перешел на выпуск
нового комплекса. Ту-142М-3 начали поступать в части авиации ВМФ.
На вооружение модернизированный комплекс был официально принят
в 1993 году. Самолет Ту-142М-3 стал последним в ряду противолодочных
систем, созданных на базе Ту-142. Последняя машина Ту-142М-3 покинула
сборочный цех ТАНК в 1994 году, поставив точку в производстве
семейства самолетов Ту-95 и Ту-142. Всего в Куйбышеве и Таганроге
построили более сотни самолетов типа Ту-142.
Помимо перечисленных
модификаций, самолет Ту-142 имел еще несколько опытных и мелкосерийных
вариантов. На одном из Ту-142 проходила испытания новая система
противолодочного вооружения «Атлантида». Этот вариант самолета
получил обозначение Ту142МП. Часть серийных самолетов Ту142М по
проекту ОКБ Константинова и силами ТАНК была переоборудована и
поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета-ретранслятора для
связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении
(комплекс Ту142М Р). В конце 80-х начале 90-х годов на базе элементов
Ту-142М и Ту95МС, по конструкторской документации АНТК им. А.Н.
Туполева был разработан и построен в опытном экземпляре самолет
разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены
в строю Ту- 95РЦ. В настоящее время, в связи с изменением концепции
по комплексу работы по этой теме в ОКБ прекращены, единственный
построенный самолет утилизирован. Существовали и другие варианты
и предложения по модернизации комплекса, в частности имелись предложения
по вооружению комплекса противокорабельным ударным ракетным вооружением,
в рамках конверсии проводились работы по переооборудованию парка
Ту142М в транспортный самолет для перевозки топлива и других грузов.
В летающие лаборатории для испытаний мощных ТРД были переоборудованы
первая опытная машина Ту- 142 № 4200 и Ту-142М № 4243, на которых
был проведен большой комплекс работ по испытаниям и доводкам двигателей
НК- 25, НК-32, НК-144 и РД-36-51А, самолетов Ту-22МЗ, Ту-160,
Ту-144 и Ту144Д.
Непосредственно
всеми работами по семейству самолетов на Ту-142 в ОКБ последовательно
руководили Главные конструктора Н.И.Базенков, Н.В.Кирсанов. В
настоящее время работы по данной тематике возглавляет Главный
конструктор Д.А.Антонов.
В настоящее
время самолеты Ту-142 последних модификаций продолжают нести службу
в составе Северного и Тихоокенских флотов, а также в составе ВВС
Индии.