С конца 1960-х годов C.160 стали основными транспортными самолётами ВВС Франции и Германии. Они были задействованы как в боевых операциях (в том числе в Африке и Афганистане), так и в различных гуманитарных миссиях. Военная служба самолётов C.160 началась в ноябре 1967 года, когда ВВС Франции из них сформировали первое подразделение.
Это подразделение, получившее C.160F, — Escadron de Transport ET 1/61 «Touraine» и размещалось на базе Орлеан-Бриси. Остальные из 50 французских C.160F большей частью попали в два подразделения на той же базе, ставшие частью 61-го авиакрыла, — ET 2/61 «Franche-Comte» (сформировано в августе 1969 года) и ET 3/61 «Poitou» (сформировано в
октябре 1970 года). В 1973-1985 годах четыре C.160F использовались компанией «Aeropostale» для ночной доставки почты.
Transall быстро стал новой машиной французского Военного авиационного транспортного командования. Однако эксплуатация C.160F быстро выявила относительно небольшую дальность полёта этого ВТС. Франции же требовалась машина с ограниченными стратегическим возможностями, способная обеспечивать войска на заморских территориях, включая бывшие колонии в Полинезии на Тихом океане и Антильские острова в Карибском море.
Эксплуатация французских Transall начала сокращаться в 2010 году, так как ожидалось поступление новых ВТС Airbus A400M (до сих пор задерживается). В конце 2013 года на вооружении остаются 39 Transall, большей частью варианта C.160NG. Самолёт на снимке демонстрирует заход на посадку, 2012 год. Обратите внимание на выпущенные воздушные тормоза на крыле.
В результате был создан вариант C.160NG (Nouvelle Generation), и 25 самолётов этого типа были поставлены с декабря 1981 года. В апреле 1982 года они поступили на вооружение эскадрильи ET 1/64 «Bearn» в Эврё-Фовиль, а в июле 1983 года – в ET 2/64 «Anjou» на той же базе.
Вариант NG отличали дополнительные топливные баки, но при их использовании сокращалась полезная нагрузка. Поэтому, когда самолёт перевозил тяжёлый груз на большую дальность, он поднимался в воздух при максимальной взлётной массе, а потом принимал дополнительное топливо от самолёта-заправщика.
Служба C.160NG
Возможности C.160NG по дозаправке широко использовались на протяжении 1980-х годов в ходе неоднократных развёртываний французских сил французских сил на севере Сахары и в западных регионах Африки. Первая такая операция была проведена в июне 1983 года, когда C.160NG вошли в состав срочно сформированной французской группировки (включавшей истребители Mirage F1), посланной в Чад, чтобы противостоять вторжению поддерживаемых Ливией повстанцев. Также развёртывания проходили в Мавритании, Нигере, Эфиопии (для поставки гуманитарной помощи), Боснии и Ливане.
Французские подразделения C.160 прошли переформирование в 1988 году, когда ET 2/61 перевооружили на ВТС С-130Н Hercules, оставив четыре эскадрильи, оснащённые транспортными C.160, а позднее сформировав ещё одно подразделение Transall специального назначения.
Некоторым развёрнутым за рубежом эскадрильям были на постоянной основе приписаны один или два C.160F из эскадрильи ET 61, осуществлявшие регулярную ротацию. В число этих подразделений входили зарубежные транспортные эскадрильи (Escadron de Transport Outre-Mer, ETOM) в Сен-Дени на острове Реюньон в Индийском океане, базе Дакар-Йоф в Сенегале и в Пуанта-Питр на Гваделупе (Антильские острова). Каждая ETOM также располагала небольшим числом вертолётов Puma и Alouette II.
Французские самолёты PTP Gabriel обслуживает экипаж из 14 человек, включая десять операторов бортовых систем. Снимок самолёта сделан над Балтийским морем с борта истребителя Viggen шведских ВВС.
Эксплуатация C.160 в Люфтваффе началась 26 апреля 1968 года, когда эти самолёты поступили на вооружение Lufttransportgeschwader 63 (LTG 63, транспортное авиакрыло) на базе Хон-Рендсбург. К этому подразделению присоединились ещё два авиакрыла: LTG 62 (в Вунсторфе) в мае 1969 года и LTG 61 (в Ландсбреге) в июне 1970 года. Каждое крыло обычно состояло из двух транспортных эскадрилий. LTG 62 имело одну «боевую» эскадрилью, а вторая эскадрилья отвечала за подготовку экипажей. Кроме того, два самолёта были откомандированы для обеспечения экспериментального подразделения Erprobungsstelle 61 в Манхинге. Также каждое авиакрыло располагало несколькими вертолётами Bell UH-1D Iroquois и самолётами Dornier Do 28 Skyservants, решавшими вспомогательные задачи.
В 1984-1989 годах оставшиеся 89 германских C.160D прошли программу продления ресурса, позволявшую им оставаться в строю после 2010 года. Германские машины привлекались для участия в гуманитарных операциях. Так, C.160D из LTG 63 были развёрнуты в Эфиопии в 1984-1985 годах. Германские Transall были посланы и в Судан для обеспечения миротворческих операций.
C.160D в Афганистане
С 2001 года Германия на постоянной основе держит в Афганистане группу самолётов C.160D, занимающуюся обеспечением немецких военных в составе Международных сил обеспечения безопасности (ISAF). Примечательный инцидент произошёл в марте 2010 года, когда германский БЛА Heron столкнулся с Transall в Мазари Шарифе, и оба летательных аппарата получили серьёзные повреждения. Заметной вехой для Люфтваффе стало 4 октября 2011 года, когда общий налёт их флота Transall превысил миллион часов.
Позднее французские и германские C.160 принимали участие в операции «Serval» — возглавляемой французами интервенции на севере Мал в 2012-2013 годах. Заслуживают упоминания и южноафриканские C.160Z. Самолёты очень успешно использовались для «внешних» операций на территории Анголы на протяжении 1980-х годов. Они доставляли войска в удалённые районы на границе с Анголой и снабжали их.
Gabriel и ASTARTE: специальные варианты Transall
Шесть французских Transall второго поколения прошли ряд доработок, чтобы использоваться для выполнения двух типов специальных задач. Все они были построены как транспортные самолёты, но подверглись значительной модернизации и прошли обширную программу испытаний перед использованием в новом качестве.
Вариант C.160H был предназначен для обеспечения связи с находящимися в подводном положении французскими субмаринами со стратегическим ракетами на борту. Получившие обозначение ASTARTE (Avion STAtion Relais de Transmissions Exceptionelles). Для эксплуатации C.160H в Эвре 1 января 1988 года была сформирована новая 59-я группа (Escadron Electronique «Astarte»). Однако служба самолётов была относительно недолгой – они были сняты с вооружения в июле 2001 года, когда французские субмарины были выведены из состава сил ядерного сдерживания.
Для связи с французскими атомными подводными лодками С.160Н получил модифицированную хвостовую часть фюзеляжа, в которой размещается выпускная антенна огромной длины, заканчивающаяся характерным стабилизирующим конусом.
Для замены восьми самолётов PTP и РЭБ Nord N.2501 Gabriel Noratlas две машины были переделаны в вариант радиотехнической разведки. C.160 Gabriel (C.160G). Они были приняты на вооружение 11-й эскадрильей 54-й группы (ЕЕТ) «Dunkerque» в Метце в декабре 1988 года.
Впервые самолёт C.160G, базировавшийся в Аль-Акса, Саудовская Аравия, получил боевое крещение во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Также самолёты активно использовались в Боснии и Косово, занимаясь разведкой радиостанций и РЛС противника и перехватом его радиопереговоров. В 2009-2010 годах самолёты прошли модернизацию и продолжают службу в ЕЕТ 54.