RusArmy.com — Тактический транспортный самолет Ту-104

Ту-104 —
гражданский вариант бомбардировщика Ту-16 с новым герметичным
фюзеляжем. Опытный самолет совершил первый полет 17 июня 1955г.
и был введен в эксплуатацию в следующем году. Самолет Ту-104,
вмещавший 50 пассажиров, был оснащен двумя турбореактивными двигателями
Микулина АМ-3 тягой 6750 кг (14881 фунт). Мощность силовой установки
позднее была увеличена за счет использования двигателей АМ-3М
тягой 8700 кг (19180 фунтов), которыми также был оснащен усовершенствованный
самолет Ту-104А, вмещавший 70 пассажиров. Самолет Ту-104Б с удлиненным
фюзеляжем (на 1,21 м (3 фута 11,5 дюйма) со стандартным количеством
пассажирских мест на 100 человек был введен в эксплуатацию 15
апреля 1959г. К моменту завершения в следующем году серийного
производства было построено около 200 самолетов Ту-104 всех вариантов.
Они надежно служили Аэрофлоту вплоть до 1981г. Обозначения Ту-104Д
и Ту-104В были даны самолетам Ту-104А, модифицированным с целью
размещения 100 и 85 пассажиров соответственно, без удлинения фюзеляжа.
Шесть машин, поставленных чехословацкой авиакомпании CSA, были
в основном самолетами Ту-104А, вмещавшими 81 пассажира.

Небольшое
количество самолетов Ту-104 использовалось ВВС для тренировки
космонавтов и перевозки персонала. Один с заостренным носом использовался
в качестве самолета метеоразведки. Вариант Ту-104Е использовался
для установления рекорда полета по замкнутому маршруту протяженностью
2000 км (1230 миль) с полезной нагрузкой 15 тонн. В отчетах НАТО
самолет Ту-104 обозначался как Camel. По крайней мере, один самолет
был переделан на сборочной линии в качестве опытного образца модели
Ту-110 с четырьмя двигателями в корневой части крыла. Он был предназначен
для ВВС после отказа от него Аэрофлота, несмотря на его высокую
экономичность, удовлетворение требованиям размеров ВПП, хорошие
летные характеристики и характеристики управляемости.