RusArmy.com — Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Работы по
созданию межконтинентального (т е. способного, взлетев с советских
аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета-носителя
ядерного оружия, получившего заводской шифр И95К (самолет ИВК)
начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе предварительных
исследований для нового бомбардировщика рассматривались различные
варианты силовой установки — ТРД, ТВД, их комбинации.

Окончательный
выбор был остановлен на схеме с четырьмя турбовинтовыми двигателями
мощностью по 12.000—15.000 л с. Самолет предполагалось оснастить
системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета
с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную
дальность с несколькими дозаправками — 32.000 км.)

На первом
опытном экземпляре бомбардировщика, самолете И95-1К, бьло решено
установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором, И95-2К
— двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500 л с) Н.Д. Кузнецова.

Первый полет
бомбардировщика И95-1К состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля
— А.Перелет). В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет
потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, И95-2К, совершил
первый полет 16 февраля 1955 г. (командир — М Нюхтиков). В ходе
государственных испытаний, проводившихся в 1955—1956 гг, на этой
машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута максимальная
скорость 882 км/ч (рекордная для самолетов с винтовыми движителями)
и практическая дальность (т. е дальность с АНЗ и сбросом нормальной
бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута) 15 040
км.

Для сравнения,
техническая (т.е. чисто расчетная, до полной выработки топлива)
дальность американского реактивного стратегического бомбардировщика
Боинг В-52В «Стратофортресс», также совершившего первый полет
в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг,
составляла 11 530 км, а максимальная скорость — 957 км/ч. В августе
1955 г. в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик
Ту-95, отличавшийся от самолета «95-2» фюзеляжем, удлиненным на
2 м. Максимальная взлетная масса серийных Ту-95 составляла 172
000 кг, а практическая дальность полета — 12 100 км.

В 1957 году
был начат серийный выпуск бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных
более мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и имевших максимальную
взлетную массу 182.000 кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч,
практическая дальность — 13 200 км, а техническая дальность —
16.750 км (американский аналог В-52Е выпуска 1957 года имел максимальную
взлетную массу 204.100 кг, техническую дальность 12 300 км и максимальную
скорость 960 км/ч). В 1955—1958 гг. в Куйбышеве на заводе П18
был построен 31 самолет Ту-95 и 19 — Ту-95М. В дальнейшем все
бомбардировщики Ту-95 были доработаны до уровня Ту-95М. Эти машины
оставались в строю до середины 80-х годов, после чего часть их
была переоборудована в учебно-тренировочные самолеты Ту-95У, использовавшиеся
до начала 1990-х. Для военно-морского флота в 1962 году был создан
разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, принятый на вооружение в 1966
году (выпущено 53 самолета).

Для Дальней
авиации в 1964 году создается стратегический разведывательный
самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки.
Этот самолет стал первым из семейства «девяностопятых», получившим
систему дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус». Четыре
Ту-95МР эксплуатировались до второй половины 80-х, после чего
были переоборудованы в учебные Ту-95У (в настоящее время утилизированы).

Еще на этапе
проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность использования
его в качестве носителя управляемых снарядов класса «воздух-поверхность».
11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное постановление,
в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать
на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К для ракетного
комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности
Х-20, входящая в комплекс, разрабатывалась в ОКБ А.Н. Микояна.
Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении
и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей.

Первый опытный
Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с
борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября
1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше,
в марте 1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов
Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем
большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД,
сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего
часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные
— утилизировали.

Подвеска
под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела
к уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М)
на 2000 км. В связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить
ракетоносцы системой дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус»,
уже отработанной на стратегических бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева.
5 июля 1961 г начались летные испытания самолета Ту-95КД, получившего
штангу топливоприемника, установленную в носовой части фюзеляжа,
а также централизованную систему наземной заправки топливом. В
1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до 1965
года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была доработана
до уровня Ту-95КД.

В середине
60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена модернизация
БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ.
Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету
Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км.

В 1963 году
в ОКБ A.H. Туполева начались поисковые работы по оснащению Ту-95КМ
ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему
наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп,
а также стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись,
и первый переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь
30 октября 1973 г. В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски
ракет, а в 1987 году комплекс был официально принят на вооружение.

В начале
70-х годов на МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора
И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических
авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия
был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший
обозначение Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса
значительный вклад принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС
рассматривался в качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему
многорежимному бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В
дальнейшем было принято решение продолжать работы по программам
параллельно.

Первоначально
предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками, каждый
из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных
ПУ. Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также
большой объем доработок заставили конструкторов ограничиться одним
грузоотсеком на шесть ракет.

Бомбардировщик
получил, также, усовершенствованные, более экономичные двигатели
НК-12МП с новым приводом более мощного генератора переменного
тока. Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант Ту-95М-55,
предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977 г.
и завершилось в июле 1978 г. 31 июля модернизированный самолет
совершил первый полет. В дальнейшем он активно использовался для
испытаний КР.

В 1978 г.
на ММЗ «Опыт» приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М
в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования
и вооружения. Работы были завершены в сентябре 1979 г. Самолет,
получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре
1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию на
Таганрогском авиационном заводе, а в 1983 году его производство
было переведено в Куйбышев.

Строились
две модификации бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС-6 с ракетным
вооружением, размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых
узлах внешней подвески (выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя
подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов). Последний имел ряд
отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23 было установлено
две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению кабинное
приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п. В
дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских
договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям,
все самолеты были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6.

Серийное
производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В настоящее
время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16.
Кроме того, 23 самолетами располагает Украина (в 1998 году началась
их утилизация, ведутся переговоры о передаче России части самолетов).

В 1989 году
на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты
полета с грузом. В 80-х годах в СССР были начаты работы по созданию
стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного
для замены самолетов Ту-95МС.

Однако распад
Советского Союза, экономический кризис в России и обусловленное
этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению
работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной
техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации
существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее
время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95,
оснащенной усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими
крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные,
так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на
дальности до 5000 км, а также тактическими КР.

Модернизированный
самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь
стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Предполагается,
что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95 сохранятся
на вооружении ВВС России до 2010-х годов.

Самолет Ту-95МС
оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор». На
бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны
(БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки
активных и пассивных помех. В передней кабине Ту-95МС впереди
размещены первый и второй пилоты,приборные панели которых снабжены
обычными приборами с круговыми шкалами(основные приборы аналогичны
Ту-22М и Ту-160).

Управление
осуществляется посредством штурвалов,каждый летчик имеет свои
РУД(кроме того двигателями может управлять и бортинженер). По
центру приборной доски расположена панель управления автопилотом.
Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер,служащий
для аварийного покидания самолета в воздухе.Непосредственно за
пилотами расположен бортинженер(справа)и радиооператор(слева).
За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой,за радиооператором-химический
туалет. Далее по левому борту располагается оператор вооружения,справа
находится запасное откидное кресло. Непосредственно за входным
люком спиной к летчикам сидит штурман.

Самолет Ту-95
выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
стреловидным крылом большого удлинения. Крыло — стреловидное свободнонесущее
трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4 хорд — 35З, удлинение
— 7). Оперение оснащено антиоблединительной системой. Руль высоты
и руль поворота снабжены гидроусилителями, в корневой части руля
высоты имеется триммер. Экипаж из семи человек размещается в двух
гермокабинах. Катапультные кресла отсутствуют.

Серийное
производство приостановлено в 1992 году. В настоящее время идут
работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и вооружением.