Хотя в период
до 1951г. конструкторское бюро Яковлева испытало множество реактивных
истребителей с бочкообразным фюзеляжем, основное внимание уделялось
совершенствованию самолета Як-15, который должен был стать дублером
более совершенного МИГ-15. Среди экспериментальных истребителей,
созданных для достижения этой цели были: Як-19, оснащенный двигателем
РД-10Ф и прошедший летные испытания в начале 1947г., Як-25 с более
мощным турбореактивным двигателем РД-500 (первый полет в октябре
1947г.), Як-30 со стреловидным крылом (первый полет в сентябре
1948г.) и Як-50 с двигателем ВК-1 (поднялся в воздух 15 июля 1949г.).
Все они остались экспериментальными истребителями, а для серийного
производства был разработан самолет Як-23.
Он сохранил
хорошо испытанную конструкцию фюзеляжа самолетов Як-15 и Як-17
с работающей обшивкой и был удобным в эксплуатации; вся передняя
часть фюзеляжа легко снималась. Внешне самолет отличался от модели
Як-17 тем, что киль был значительно увеличен, стабилизатор установлен
на нем выше, а основные опоры шасси располагались гораздо ближе
к фюзеляжу и убирались в его нижнюю часть.
Первый полет
опытного образца состоялся 17 июня 1947г., а в начале 1948г. самолет
с небольшими изменениями был запущен в серийное производство.
Общее число выпуска составило 310 машин; многие из них использовались
восточноевропейскими партнерами Советского Союза, включая Болгарию,
Чехословакию (обозначение — S-101), Польшу и Румынию.