RusArmy.com — Бомбардировщик средней дальности Ту-16

КБ возглавляемое
А. Н. Туполевым, используя опыт, накопленный в период создания
реактивных бомбардировщиков, серийного ТУ-14 и экспериментального
ТУ-82, в начале 1950г. начало работы по созданию нового реактивного
бомбардировщика дальней авиации со стреловидным крылом. Опытная
машина получила индекс Ї88ю.

Для нового
самолета в конструкторском коллективе, руководимом А. А. Микулиным,
в 1947-1951 гг. построили и испытали новый крупногабаритный ТРД
АМ-Э с тягой 9500 кгс. На 1951г. это был самый большой и мощный
двигатель в мире. Расход воздуха нового ТРД составлял 150 кг/с.
Однако при компоновке двигателя на самолете возникли трудности
в связи с его большими размерами, особенно с его длиной. В результате
экспериментов от первоначального размещения ТРД под крылом пришлось
отказаться. Было принято решение разместить модернизированный
ТРД РД-3 по бокам фюзеляжа в корневой части крыла. Чтобы предотвратить
перегрев обшивки фюзеляжа от выхлопных газов, оси ТРД были повернуты
на несколько градусов от оси фюзеляжа. Летные испытания бомбардировщика
средней дальности, получившего название ТУ-16, были начаты в 1952г.

На майские
праздники 1954г. были продемонстрированы в полете над Москвой
первые девять серийных ТУ-16. В День авиации в августе 1955г.
над Тушинским аэродромом прошло уже 54 самолета ТУ-16 в строю.
ТУ-16 представляет собой моноплан со стреловидным крылом, имеющим
четыре аэродинамических гребня. Система управления состоит из
элеронов и классического хвостового оперения с рулями высоты и
направления. В фюзеляже круглого сечения последовательно размещены
кабина штурмана (имеющая большую площадь остекления) , кабина
пилотов, бомбовой отсек, кабина оператора пушечных установок и
в хвостовой части — кабина стрелка.

Шасси трехстоечное
со сдвоенными баллонами на колесах (позволяющие производить полеты
с грунтовых аэродромов). Основные стойки шасси в полете убираются
в крыльевые гондолы. ТУ-16 оснащен крыльевой системой дозаправки
в воздухе. Самолет в варианте ракетоносца-бомбардировщика может
нести различные типы ракет Ївоздух-поверхностью, позволяющие поражать
как стационарные, так и подвижные цели.

Бомбардировщик
оснащается средствами РЭБ, обеспечивающими постановку пассивных
и активных помех в широком диапазоне частот. В КНР был налажен
по лицензии серийный выпуск бомбардировщиков ТУ-1б под обозначением
Y-6. Помимо Китая, ТУ-16 поставлялся в Египет, Индию, Индонезию,
Ирак и ряд других стран. ТУ-16 активно использовался ВВС СССР
для нанесения бомбовых ударов по позициям моджахедов в Афганистане.
Бомбардировщики производили площадные бомбометания с большой высоты
в ночное время. Бомбардировщики использовались в ряде арабо-израильских
вооруженных конфликтов, так зарекомендовали себя надежной, неприхотливой
машиной.

На базе бомбардировщика
ТУ-16 было построено около 50 различных модификаций, в том числе
и первый отечественный реактивный пассажирский самолет ТУ-104
(на пассажирской модификации были использованы без изменений крылья,
оперение, двигатели и шасси ТУ-16). После выпуска 2000 машин к
1960г. производство ТУ-16 было свернуто. Бомбардировщик ТУ-16
в различных модификациях до настоящего времени используется в
боевых частях ВВС России.

Вслед за
базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и
ракетоносец Ту-16КС. Последний предназначался для нанесения ударов
по объектам без входа в зону действия средств объектовой системы
ПВО противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые
ракеты КС-1. Радиус действия Ту-16КС составлял 1800 км, дальность
пуска ракет ў 90 км.

Однако такой
боевой радиус не позволял решать большой круг задач и был явно
недостаточен. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали
систему крыльевой дозаправки топливом в воздухе. В 1955 году на
испытания вышли опытные экземпляры самолета-заправщика и заправляемого
самолета. После принятия на вооружение этой системы в заправщики
(получили обозначение Ту-16З) переоснащались серийные машины.
Благодаря тому что оборудование и дополнительный бак легко снимались,
летающие танкеры быстро могли быть переделаны в бомбардировщики.

В 1955 году
на испытания поступил разведчик Ту-16Р. После их успешного завершения
этот самолет строился серийно в двух вариантах ў для дневной и
ночной разведки. В том же году конструкторы приступили к работам
по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего
в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10С и систему
наведения на базе бортовой РЛС для поражения авианосных ударных
соединений. Этот комплекс поступил на вооружение в октябре 1961
года.

С 1959 года
на Ту-16 начали отрабатывать новую РЛС, значительно расширявшую
боевые возможности самолета. Одновременно в ОКБ А. Микояна и А.
Березняка велись работы по созданию новых крылатых ракет класса
Ивоздух-поверхностьК. В результате появился воздушный ударный
комплекс К-11-16, принятый на вооружение в 1962 году. Самолеты
Ту-16К-11-16 (также применялось обозначение Ту-16КСР с добавлением
цифры 2, 5 или 11 в зависимости от типа ракеты) переоборудовались
из ранее выпущенных машин и могли нести по две ракеты типа КСР-2
или КСР-11 на крыльевых балочных держателях.

Эти КР имели
дальность пуска 230 км, комбинированную систему наведения и могли
оснащаться ядерной или обычной головной частью. В том же году
началась разработка нового комплекса ў К-26 с крылатой ракетой
КСР-5, имевшей дальность полета до 400 км. Со второй половины
60-х годов он стал поступать для оснащения самолетов-ракетоносцев.
Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты радиоэлектронной
борьбы, также называемые постановщиками помех.

По своим
характеристикам и компоновке детище туполевцев оказалось на столько
удачным, что позволило без особых проблем создать на его основе
первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся
с 1956 года на Харьковском авиазаводе.

Поставлялся
Ту-16 и в ряд зарубежных стран. Летом 1961 года 25 машин в варианте
носителя ракет КС-1 были поставлены в Индонезию. К началу Ишестидневной
войныК Египет имел в боевом составе своих ВВС около 20 самолетов
этого типа, но из-за ошибок военного руководства страны уже в
первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены
на аэродромах. В дальнейшем египтяне приобрели партию Ту-16К-11-16,
которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года.
Самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по израильским РЛС и
другим объектам, причем была потеряна всего одна машина. Восемь
бомбардировщиков Ту-16 в составе иракских ВВС участвовали в войне
с Ираном.

С 1958 года
начались поставки самолета в Китай. Однако после осложнения отношений
с Советским Союзом китайцы организовали производство Ту-16 на
своих авиазаводах. На то время он был единственным стратегическим
средством нанесения ядерного удара в вооруженных силах КНР и с
1968 по 1987 год китайцы построили 120 таких самолетов под обозначением
ИХун-6К (H-6D). Последние варианты были вооружены двумя крылатыми
ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное
оборудование, в том числе бортовую ЭВМ и новую обзорную РЛС.