По схеме Ан-124 «Руслан» был, традиционно для ОКБ им. O.K. Антонова, высокопланом с четырьмя двигателями на пилонах под крылом. Во всем мире принято для самолетов-высокопланов с двигателями, размещенными на пилонах под крылом, использовать Т-образное горизонтальное оперение. Так было на американских С-141 и самом тяжелом С-5А, а также на отечественном Ил-76. Исследования в аэродинамических трубах показали, что горизонтальное оперение вполне можно перенести с киля на фюзеляж, сохранив требуемые параметры устойчивости и управляемости.
Ан-124 «Руслан» — видео
Особенностью Ан-124 «Руслан» стали, впервые в отечественной практике, два грузовых люка: традиционный хвостовой и откидывающаяся вверх носовая часть. Самолет способен перевозить не только самоходную технику, но и грузы в контейнерах, для чего он оснащен как традиционным оборудованием, так и рольгангами. Грузовая кабина имеет высоту 4,4 м, ширина ее по полу достигает 6,4 м, а длина — 36,5 м. Погрузка и выгрузка самоходной техники осуществляется своим ходом: въезжают через передний люкрампу, а выезжают через задний люк. Для несамоходных грузов используют имеющиеся на борту самолета мостовой кран мощностью до 10 т и две лебедки с тягой по 3 т. Для облегчения заезда и выезда машин самолет снабжен системой регулирования высоты пола грузовой кабины. При использовании этой системы самолет как бы «приседает». Американский конструктор Роберт Ормсби — создатель самолета С-5 А — сказал, что им не удалось довести до эксплуатационного уровня подобную систему.